Виртуальный оператор сотовой связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) - понятие, введенное для обозначения компаний, предоставляющих своим абонентам услуги сотовой связи, однако не обладающих всеми признаками операторов реальных (например, собственной сетевой инфраструктурой, лицензией на предоставление услуг сотовой связи и т.д.). Деятельность виртуальных операторов возможна за счет соглашений с оператором-"донором", предоставляющим собственный трафик таким компаниям. Соответственно, доход виртуального оператора складывается из разницы между платежами абонентов и платой реальному оператору сотовой связи (MNO - Mobile Network Operator) за предоставляемый трафик. Для оператора-"донора" существуют свои плюсы во взаимоотношениях с "виртуальным" партнером. Подробнее о них - чуть ниже. Пока же следует перейти к истории виртуальных операторов сотовой связи. Несмотря на относительно малое количество MVNO, известных у нас в стране, за рубежом, особенно пару лет назад в Западной Европе, виртуальные операторы представляли собой довольно мощный тренд на рынке мобильной связи. Сам термин Mobile Virtual Network Operator был введен в обиход Национальным телекоммуникационным бюро, британским регулирующим органом в области телекоммуникаций (The Office of Telecommunications, OFTEL), в 1998 году. Уже в то время под виртуальным оператором понималась компания, предлагавшая услуги сотовой связи, но не обладавшая необходимыми для этого радиочастотными ресурсами. Первые виртуальные операторы появились в конце прошлого века, особенную активность проявляли компании на рынке мобильной связи в Западной Европе. Можно привести пример британской Virgin Mobile (дочерней структуры группы компаний Virgin Group), существующей с 1999 года. На протяжении последующих нескольких лет появились десятки виртуальных операторов, как независимых компаний, так и представителей известных торговых марок, причем вовсе не обязательно связанных с телекоммуникационной сферой. Среди вышедших на новый для себя рынок мобильной связи компаний можно отметить, в частности, Disney Mobile. А также других виртуальных операторов, представляющих, например, крупные розничные сети, туристические компании и проч. Наиболее известны такие игроки, как британская Tesco, французский M6 Mobile (аудитория данного оператора - зрители одноименного телевизионного канала), Carphone Warehouse и т.д. Интересно, что в качестве виртуальных операторов нередко выступали представители традиционных MNO-компаний. Это было необходимо, например, для расширения своей сети, при выходе на новые рынки в странах, где наблюдалась жесткая конкуренция со стороны местных операторов, а у кандидата отсутствовали необходимые лицензии на предоставление услуг сотовой связи. Наиболее показательный пример, связанный с такого рода реальными/виртуальными операторами - шведский телекоммуникационный холдинг TELE2. Сама компания была создана в 1981 году, и до 1993 года она была известна под названием Comviq. Общее количество абонентов сегодня составляет 30 млн человек, а сам холдинг работает в двух десятках стран Европы и СНГ, в том числе и в России. При этом на рынки некоторых стран компания выходила именно в качестве виртуального оператора, приобретая трафик у местных игроков и не утруждая себя приобретением лицензий. Впрочем, стратегия развития оператора в России была несколько иной: TELE2, как правило, приобретал сеть действующего оператора и далее занимался улучшением ее технических характеристик, повышением качества связи. Тем не менее, здесь компания, фактически, также не занималась развертыванием сетей сотовой связи, предпочитая развивать уже существующие мощности. Однако в связи с последними событиями в области правового регулирования деятельности виртуальных операторов (в частности, подписание министром связи и массовых коммуникаций приказа "Об особенностях лицензирования деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи") положение может и измениться. Дело в том, что наиболее крупные региональные операторы сотовой связи в России, TELE2 и СМАРТС, до сих пор не представлены в столице, и невозможность получения лицензий на оказание услуг сотовой связи в Москве в качестве "реальных" операторов делает их потенциальными кандидатами в ряды MVNO. Возвращаясь непосредственно к развитию виртуальных операторов, следует отметить, что уже спустя некоторое время после появления первых подобных компаний стали обозначаться ключевые особенности новых игроков на рынке сотовой связи, их конкурентные преимущества по сравнению с традиционными операторами. Во-первых, это была достаточно низкая стоимость разговоров. Ценовой демпинг делал услуги виртуальных операторов сотовой связи предпочтительными для определенных групп абонентов. Объяснить щедрость MVNO достаточно просто - таким компаниям не нужно было "отбивать" затраты на развертывание самой сети, построение и обслуживание базовых станций, развитие сетевой инфраструктуры. В самом примитивном случае у виртуальных операторов отсутствовали даже биллинговые системы подсчета абонентского трафика - это было прерогативой вышестоящего оператора, предоставлявшего трафик, либо отдавалось на аутсорсинг специализированным сервисным компаниям-посредникам между MVNO и MNO, так называемым MVNE - Mobile Network Operator Enables. Во-вторых, отличительной особенностью виртуальных операторов являлась гораздо большая гибкость по сравнению с глобальными игроками. За счет гибкости, активности на рынке MVNO-компании быстрее предлагали своим абонентам эксклюзивные опции, специальные предложения вроде тарифных планов или дополнительных услуг. Упор на сервисы VAS всегда являлся конкурентным преимуществом виртуальных операторов. Можно привести пример контент-услуг все той же Virgin Mobile, среди которых определение композиции на слух, предтеча современных сервисов компаний-производителей мобильных телефонов (TrackID и проч.). Далее, следует отметить, что виртуальные операторы сотовой связи сильнее ориентированы на относительно небольшие группы пользователей, объединенных по каким-либо признакам. Сегментирование своей аудитории характерно для большинства MVNO. Например, абонентами могут быть представители каких-либо сообществ, объединений, которым виртуальным операторам легче предлагать свои специальные решения, тарифные планы, дополнительные контент-услуги. Не последнюю очередь играет востребованность такого рода специализированных сервисов у целевой аудитории - например, меломанов, болельщиков. Однако наиболее известная и высокодоходная аудитория ряда виртуальных операторов - это различные этнические группы, национальные диаспоры. Практически повсеместное отсутствие услуг на родном языке у традиционных операторов позволяет с уверенностью говорить о популярности таких предложений. В качестве примера можно привести сервисы виртуальных операторов Германии для многочисленной турецкой диаспоры, финского оператора, обслуживавшего русскоязычных пользователей, и т.д. Как уже говорилось выше, отсутствие необходимости в приобретении лицензий на предоставление услуг сотовой связи побуждает использовать опыт виртуальных операторов при выходе на другие рынки. Развертывание собственной инфраструктуры при этом не требуется, что еще более повышает привлекательность MVNO. Причины, по которым виртуальные операторы стали достаточно популярными на западных рынках сотовой связи, различны. Помимо успешной бизнес-модели (успешной, следует признать, далеко не всегда), это встречные шаги со стороны других участников на рынке - операторов-"доноров", предоставляющих трафик, и государственных регуляторов. Одна из причин успеха MVNO в начале десятилетия - то, что виртуальные операторы оказались в нужном месте в нужное время. Обескровленные дорогостоящими приобретениями 3G-лицензий в Европе (на волне тогдашнего ажиотажа вокруг сетей третьего поколения), традиционные операторы сотовой связи охотно шли навстречу виртуальным операторам - с одной стороны, это позволяло хоть как-то компенсировать миллиардные затраты на приобретение лицензий (хотя продажа трафика была каплей в море), с другой стороны - загрузить простаивающие мощности 3G-сетей, поскольку собственные абоненты операторов весьма неохотно пользовались услугами, предоставляемыми сетями третьего поколения. Надо сказать, что отсутствие емкости сетей сотовой связи является еще одним сдерживающим фактором в развитии виртуальных операторов у нас в стране. Российские федеральные операторы никогда не имели такого запаса прочности, как зарубежные компании, практически весь трафик уходит своим абонентам. Другое важное обстоятельство, повлиявшее на развитие виртуальных операторов - это достаточно жесткое антимонопольное законодательство европейских стран. На многих рынках, в частности, Франции и Ирландии, практика виртуальных операторов была буквально насажена сверху. Это явилось результатом рекомендации Еврокомиссии, данной в 2003 году национальным регуляторам в телекоммуникационной сфере, проверить рынок мобильной связи, не допустить его монополизации несколькими игроками. Теперь, пожалуй, стоит перейти к классификации виртуальных операторов сотовой связи. Несмотря на их немногочисленность, среди MVNO существует достаточно жесткая градация, в зависимости от степени их вовлечения в процесс предоставления услуг мобильной связи. Традиционные операторы сотовой связи, MNO, выступают здесь в качестве своеобразных доноров, предоставляющих радиочастотные ресурсы, собственные мощности (базовые станции, коммутаторы), иногда сетевую инфраструктуру полностью (включая как аппаратное обеспечение, так и оборудование для ведения услуг, биллинга, поддержки абонентов и др.) - то есь HOST-операторы. Наиболее простой, примитивный тип виртуальных операторов сотовой связи - это MVNO Service Provider (SP). Данная форма характеризуется наименьшей степенью вовлеченности компании-оператора в процесс предоставления услуг. Упор делается на продаже контрактов (нередко такими компаниями поставляются перелицованные тарифные планы вышестоящих операторов, предлагающих трафик), маркетинговой поддержке, брендинге. Все технические вопросы выносятся во внешнюю среду, ложатся на реальных операторов, предоставляющих собственные мощности, либо на посредников. В качестве посредников выступают специализированные сервисные компании MVNE (Mobile Virtual Network Enables), занимающиеся поддержкой сетевой инфраструктуры и т.д. Необходимо понимать, что MVNE не обладают собственными лицензиями на предоставление услуг мобильной связи, это прерогатива традиционных операторов сотовой связи. Промежуточный тип виртуальных операторов, так называемые MVNO Enhanced Service Providers, характеризуются куда большей степенью вовлеченности в процесс предоставления услуг. Такие компании уже в силах предлагать абонентам собственные услуги, в том числе и дополнительные контент-услуги, поскольку обладают ресурсами для VAS, обеспечивают биллинг собственных абонентов и т.д. Однако ряд вопросов остается в ведении вышестоящих реальных операторов, в частности, обеспечение роуминга в сетях других операторов и т.д. Наконец, последний тип виртуальных операторов, который характеризуется наибольшей степенью интеграции - это собственно MVNO, виртуальные операторы сотовой связи. Такие компании предлагают своим абонентам весь спектр услуг, обладают собственными техническими ресурсами, а также сами заключают соглашения на оказание услуг в роуминге, обеспечивают межоператорское взаимодействие. Впрочем, для таких полноценных виртуальных операторов характерно главное отличие от традиционных компаний - это отсутствие лицензий на оказание услуг сотовой связи и, соответственно, необходимость использовать сети базовых станций реальных операторов. За рубежом хорошо известны виртуальные операторы всех трех типов, однако в России вплоть до последнего времени не существовало полноценных MVNO. Кстати, интересный вопрос - развитие отечественных виртуальных операторов. Одним из первых MVNO, либо компаний, которые могли бы считаться таковыми, стала компания "Корбина-Телеком", которая в 1999 году получила возможность использования сети стандарта DAMPS-оператора сотовой связи "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Впоследствии были и другие примеры кооперации федеральных операторов сотовой связи и компаний, которые могли бы считаться MVNO, если бы в российском законодательстве были четко прописаны соответствующие положения. Так, в Москве несколько лет назад стали работать сразу несколько компаний-операторов, предлагавших услуги сотовой связи: "Матрикс", "Алло Инкогнито" и т.д. Отличительной особенностью всех таких компаний являлось то, что они использовали ресурсы оператора "МегаФон". Помимо всего прочего, выгода для федерального оператора заключалась в том, что абоненты таких виртуальных операторов пополняли базу самого "МегаФона". Для привлечения клиентов от него не требовалось ровным счетом ничего - раскрутка и маркетинговая поддержка производились силами самих MVNO, приобретавших трафик у вышестоящего оператора. Интересно, что "МегаФон" впоследствии сам выступил в качестве виртуального оператора, когда начал предоставлять услуги сотовой связи в Магаданской и Камчатской областях. При этом оператор использовал ресурсы местного игрока - компании "Дальсвязь". Еще интереснее, что "МегаФон" к тому времени уже обладал собственными лицензиями на предоставление услуг связи в этих регионах, однако предпочел развивать свою сеть таким образом, при помощи сотрудничества с региональным оператором. Наконец, одна из самых известных последних инициатив в области MVNO была связана с сетью салонов сотовой связи "Евросеть". В 2005 году одна из ее дочерних структур начала предоставлять услуги сотовой связи в нескольких поволжских регионах под торговой маркой "Евросеть", используя мощности оператора СМАРТС. Однако это был в большей степени эксперимент, продиктованный необходимостью диверсификации бизнеса ритейлера. К сожалению, эксперимент не стал удачным - спустя два года "Евросеть" так и не превратилась в заметного игрока на региональном уровне. Ну а в связи с последними событиями судьба оператора "Евросеть" и вовсе предрешена. Любопытно, что СМАРТС проявлял достаточную активность на рынке виртуальных операторов. Более года назад в том же Поволжском округе стал работать оператор "Ё", использовавший ресурсы данной компании. Для MVNO была характерна агрессивная политика, которая, впрочем, пока не принесла каких-либо выдающихся результатов. Итоги: Нельзя сказать, что виртуальные операторы сотовой связи у нас в стране находятся в зачаточном состоянии. За последние годы на российском мобильном рынке появилось сразу несколько виртуальных операторов, либо компаний, которые могли бы считаться таковыми. К сожалению, большинство из этих компаний так и не стали успешными либо существуют с достаточно низкой рентабельностью. С другой стороны, в стране вплоть до прошлого года, по сути, отсутствовала нормативная база, необходимая для оформления отношений между виртуальными операторами, операторами-"донорами", представляющими свой эфирный трафик, а также компаниями, заинтересованными в услугах, предоставляемых MVNO. Подписание 29 декабря прошлого года министром связи и массовых коммуникаций г-ном И. О. Щеголевым приказа "Об особенностях лицензирования деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи", регулирующего деятельность MVNO, безусловно, оживит ситуацию на рынке. Недаром запуск тарифного плана "А-Мобайл" от оператора МТС и сети гипермаркетов "Ашан" был приурочен специально к 29 декабря. Фактически, известная продуктовая розничная сеть выступила в качестве виртуального оператора (первого, наиболее простого типа MVNO SP - Service Providers). Стоит отметить, что за рубежом Auchan еще в нескольких странах предоставляет услуги сотовой связи под своим брендом. Впрочем, за истекший месяц никакой другой серьезной активности среди потенциальных кандидатов в виртуальные операторы замечено не было. Однако в будущем, после государственной регистрации приказа, нас наверняка будут ждать новые инициативы в области MVNO. Не стоит забывать, что, согласно тому же самому приказу, будущие виртуальные операторы вынуждены будут выходить на рынок уже с собственной инфраструктурой (в частности, биллинговые системы и т.д.). Это позволит в какой-то мере отсеять "случайных гостей", но в то же время сократит и без того небольшой круг претендентов. Далее, реальным операторам сотовой связи в преддверии появления определенного количества виртуальных операторов необходимо будет решать проблему повышения емкости собственных сетей, что выглядит достаточно проблематично в условиях кризиса (ведущие операторы, напротив, заявляют о снижении издержек). Все же, мобильный рынок в России за последнее время кардинально изменился, операторы сотовой связи пересматривают свою политику в связи с появившейся возможностью влияния на крупнейших дистрибуторов. Это создает определенные условия для появления новых игроков на рынке - как независимых новообразованных MVNO, так и виртуальных операторов, аффилированных с уже существующими компаниями, относящимися не только к телекоммуникационной сфере (наглядный пример с "Ашан"). Несмотря на высочайший уровень проникновения сотовой связи в России и впечатляющие абонентские базы операторов "Большой тройки", до сих пор остаются неохваченные ниши, определенные группы, которые могут стать целевой аудиторией виртуальных операторов. Хотя относительно низкий средний показатель ARPU, характерный для федеральных операторов, не позволяет всерьез рассчитывать на эффективность ценового демпинга со стороны виртуальных операторов (едва ли не основное преимущество MVNO за рубежом), а востребованность контент-услуг в России также сомнительна, количество потенциальных кандидатов в ряды MVNO все равно достаточно велико. Например, те же компании федерального уровня, с широкой распределенной сетью региональных филиалов и представительств, для которых в нынешних условиях желательно сократить издержки на связь. В любом случае, в 2009 году ситуация на операторском рынке изменится, и далеко не в последнюю очередь это может быть связано с приходом некоторого количества виртуальных операторов. Следовательно, должна будет возрасти конкуренция (хотя бы в некоторых сегментах), создадутся предпосылки для повышения качества предоставляемых услуг. А значит, развитие сотового рынка в стране не остановится, что должно выгодно отразиться на нас с вами - пользователях мобильной связи.
|